18 октября внимание крымской общественности было приковано к работе поисковиков в районе Керчи. Там из озера Тобечик поднимают советский самолет Р-39 «Аэрокобра», погибший в воздушном бою зимой 1943 года.
Из воды уже извлечены части кабины, обломки центроплана, а также обнаружены детали шлемофона и снаряжения пилота. Участниками операции восстановлена история самого самолета и летчика. Пилот много лет считался пропавшим без вести. Теперь родные, историки и вся страна знают имя героя.
Самолет пилотировал старший лейтенант Павел Краснёнков, заместитель командира эскадрильи 57-го гвардейского авиационного истребительного полка. Поэтому на месте поисковых работ присутствовали родственники героя, отдавшего жизнь за мирное небо над Крымом. Внучка Павла Ивановича прибыли на полуостров, чтобы почтить его память и оценить масштаб работы поисковиков, а также благодарности жителей республики к подвигу ее деда и каждого советского воина, оставшегося лежать в водах Черного моря и в земле Тавриды.
Основную работу по поиску самолета и установлению личности пилота провели: Региональная общественная организация «Батарея №29 бис» под руководством Александра Елкина, редактор отдела газеты «Богородская газета» Светлана Кузьмичева и историк из Анапы Сергей Соловьев.
Фото: Аргументы Неделi Керчь
Одна из главных задач мероприятия на Тобечике — привлечение молодежи к поисковой работе по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества, формированию героического образа прошлого России. По предложению руководителя экспедиции Александра Елкина к участию в работе привлечены волонтеры. Их «мобилизация» прошла через социальные сети в Интернете. Именно на новичков ориентирован формат подъема погибшей машины. Попытка обнаружения останков пилота имеет цель не только установить точное место гибели еще одного из защитников Отечества, но и показать значимость сохранения памяти героев Великой Отечественной войны, погибших в боях за освобождение Крыма.
Несмотря на сложнейшие погодные условия и нехватку специального оборудования организаторы довольны результатами работы. На месте были проведены антивандальные мероприятия для защиты найденных деталей самолета от «черных копателей».
Напомним, 5 декабря 1943 года стал одним из самых тяжелых дней Эльтигенского десанта, который уже с трудом отбивал атаки противника, поддержанного артиллерией и штурмовыми орудиями в направлении юго-западной части плацдарма. Здесь оборонялся 1331-й полк, который фланкирующим огнем сдерживал продвижение румын и немцев вдоль берега и успешно отражал лобовые атаки. После удара штурмовых орудий с тыла полк был вынужден оставить свои позиции.
Основные потери советские ВВС понесли от сильного огня ПВО. Единственный воздушный бой произошел в районе озера Тобечик. Известно, что самолет «Аэрокобра» был подбит и вместе с летчиком упал в озеро Тобечикское. Поисковики извлекли детали самолета из ила, перемешанного с солью. Они увидели, что при падении истребитель разрушился от удара.
Собрабшиеся отдали должные почести экипажу и возложили цветы в память о подвиге каждого защитника Родины в годы Великой Отечественной войны.
После этого участники поисковой экспедиции вернулись на базу проекта Вахта памяти на территории Батареи №29 бис. Совместно с Крымпатриотцентром был намечен основной план изыскательских работ на месте батареи, с целью определения всех объектов, находящихся в подземном комплексе укреплений.
Напомним, военно-поисковая экспедиция «Батарея 29 БИС-Эльтиген-2016» ведется в рамках Вахты Памяти. Это всероссийская акция, основной целью которой является поиск останков бойцов, отдавших свои жизни за Родину в борьбе с фашизмом.
ГБУ РК «Крымпатриотцентр»